Тексты сочинений
Наша гостевая книга
О сайте

 


Образ матери и тема народа в поэме "REQUIEM"
С первых же слов поэмы мы понимаем, какой страшной она будет она будет. Два слова "чуждой" в эпиграфе настраивают на горе, но их перечеркивает двухкратное употребление словосочетания "мой народ". Поэт остается со своим народом при любых обстоятельствах. В предисловии Ахматова рассказывает о страшных годах. Там мы видим, что лиц у людей нет: "нечто, вроде улыбки скользнула по тому, что некогда было ее лицом". Людей лишили всякого достоинства: они в одинаковых одеждах, с одинаковым подобием лица: они теперь просто человеческая масса. В посвещеннии Анна Ахматова рассказывает, кому посвящает эта поэма. У нее возникает образ горы, с которой сопоставимо это горе. В дальнейшем этот образ будет повторяться. Поэма посвящается всем, кто стоял в очередях в тюрьмах, кто страдал в эти страшные годы. Во вступлении мы видим тюрьмы, вокруг которых Ленинград болтается привеском. В этих главах Ахматова показывает общую трагедию, трагедию всего народа. Но в следующих главах мы видим мать, мужественную и сильную. Вторая глава звучит, как колыбельная, но колыбельная страшная. Это воспринимается, как бред женщины, сведенной с ума арестантами сына и сведенной с ума арестами сына и мужа. Апогея полубредовое состояние достигается в третьей главе, где нет рифмы и ритма (строчки разной длины). Но тем сильнее воспринимается следующие строки. Они показывают женщину-мать уже не дома в горе, а сильной на улице, у тюрьмы. В главе "Приговор" явно видна особенность творчества Ахматовой - отсутствие эмоций. Мы понимаем, что ее сыну дан суровый приговор, но не слышим ни рыданий, ни восклицаний. Лишь образ камня: "каменное слово", "душа окаменела". Ахматова показывает нам два выхода: либо сойти с ума и все забыть, либо все рассказать. Если первый ОНА не может принять, то второй ЕЙ не дадут принять. Поэтому она зовет смерть. Так и называется ее следующая глава. В библейской главе "Распятие" Ахматова показывает нам мать Христа. Если плачущая Магдалина успокоится, ученик снова оживет, то горе матери никогда не утихнет. Поэтому никто не осмелился ее утешать. В предыдущих главах мы видели отдельных матерей, то в эпилоге Мы видим их вместе, они проходят мимо нас с опавшими лицами, со страхом в глазах.
В этой поэме Ахматова показала матерей, их мужество в те недалекие годы. Мы видели их горе, их чувства, их лица, в которых отражена трагедия народа. В литературе очень мало памятников этим годам: Солженицын и Шаламов, но никто не показал мать и вообще женщин, которые остались на свободе, но были связаны с заключенными.